
Инициированный Министерством науки и высшего образования, проект «Передовые инженерные школы» (ПИШ) стартовал в 2022 году. На данный момент функционируют 50 таких школ, и к 2030 году, согласно указу Президента РФ Владимира Путина, планируется удвоить их число. ПИШ ЮФУ, существующая с 2022 года, входит в шестерку лучших в России и является одной из крупнейших школ в стране, насчитывая 1113 студентов.
В текущем году первые 30 школ из 15 субъектов РФ в соответствии с условиями проекта переходят на новый уровень финансирования. После трех лет поддержки из бюджета они переходят на самоокупаемость и будут функционировать за счет ресурсов, привлеченных от промышленных партнеров.
- Первые 30 передовых инженерных школ переходят на новый качественный уровень развития. Результаты, представленные командами университетов, показывают, что вместе нам удалось создать эффективную модель интеграции образования, науки и производства. Следующим этапом для школ первой волны станет масштабирование их деятельности. Все необходимое для этого есть: современное оборудование, компетенции, налаженные контакты с индустриальными партнерами. Важно, что региональные власти с большим вниманием относятся к развитию передовых инженерных школ в своих городах, понимая их ценность для укрепления отношений высшей школы и реального сектора экономики, – подчеркнул глава Минобрнауки России Валерий Фальков.
К 2028 году передовая инженерная школа ЮФУ ставит перед собой амбициозную задачу – закрепить за Россией лидирующие позиции в разработке технологий, связанных с автономными группами роботизированных комплексов. Они рассматриваются как ключевой элемент современных военных действий и перспективного беспилотного транспорта.

Инженерная школа ЮФУ предлагает широкий выбор актуальных образовательных программ инженерного профиля, отвечающих современным требованиям. ПИШ ориентируется на запросы индустриальных партнеров и активно участвует в модернизации инженерного образования. Структура школы изначально разрабатывалась по принципу холдинга, где предприятия-партнеры инициируют создание дивизионов, фактически являющихся продолжением их деятельности.
- В направлении развития проектов по электронике мы работаем с Группой «Элемент» и АО «ОПК» (входит в Госкорпорацию «Ростех»), по развитию систем управления – с группой компаний «Кронштадт» и АО «УЗГА», по направлению «Приборы, комплексы и системы связи» сотрудничаем с концерном АО «КРЭТ» (входит в Госкорпорацию «Ростех»). Изначально мы проектировали четыре дивизиона: «Искусственный интеллект», «Электроника», «Киберфизические платформы» и «Приборы, комплексы и системы». С 2023 года по инициативе концерна «Океанприбор» в ПИШ ЮФУ появился новый дивизион «Гидроакустические системы и комплексы», который позволяет нам работать в направлении подводной робототехники, – рассказал директор Передовой инженерной школы ЮФУ Александр Федотов.
Главная особенность образовательного подхода Передовой инженерной школы ЮФУ – это компетентностная модель выпускника. Она стала основой для разработки 20 уникальных образовательных стандартов, применяемых в программах бакалавриата и магистратуры. Ключевым элементом образовательной структуры программ ПИШ является проектно-ориентированное обучение. В его рамках результаты обучения тесно переплетены с выполнением конкретного научного проекта, инициированного либо предприятием-партнером ПИШ, либо передовой исследовательской лабораторией ЮФУ.
В Школе также функционирует образовательно-профессиональное направление «Код Ростеха». Его цель – ускоренная подготовка инженеров для нужд предприятий корпорации. Эта программа реализуется по двум направлениям подготовки ПИШ ЮФУ: «Радиотехника» (11.03.01) и «Электроника и наноэлектроника» (11.03.04). Студенты подписывают целевые соглашения с предприятиями-партнерами и получают возможность трудоустройства на неполный рабочий день, что позволяет им накапливать опыт и стаж с самого начала обучения. Дополнительным стимулом для обучения на этих программах является стипендия «Кода Ростеха», формируемая из социальных выплат от предприятия и мотивационных выплат от ПИШ ЮФУ за достижения в учебе, проектной и научной работе, а также за улучшение знания иностранного языка.
Летом 2024 года состоялся первый выпуск Передовой инженерной школы Южного федерального университета – дипломы получили 76 магистров. 68% выпускников ПИШ были трудоустроены в контуре предприятий, входящих в госкорпорацию «Ростех».
- В 2024 году ключевые проекты ПИШ ЮФУ были направлены на выполнение комплексных и междисциплинарных задач в интересах индустриальных партнеров, что позволило обеспечить бесшовный переход от фундаментальных и поисковых исследований к прикладным разработкам, организовать трансфер решений в реальный сектор экономики, перейти на принципиально новый уровень кооперации с высокотехнологичными предприятиями, в максимальной степени встраивая ресурсы ПИШ ЮФУ в производственный процесс. Мы планируем и дальше развивать сотрудничество с индустриальными партнерами в тех базовых и передовых решениях, которые лежат в основе национальной безопасности и связаны с обеспечением технологического лидерства нашей страны, – добавил Александр Федотов.
Перспективные разработки занимают важное место в деятельности ПИШ ЮФУ. В 2024 году стартовал проект «Инженерные классы Ростеха», нацеленный на преодоление несоответствия между университетской программой и запросами современного производства. Ключевыми элементами инженерных классов являются проектная работа и практическое обучение с применением передовых технологий. Это даст возможность школьникам плавно адаптироваться к университетской среде, где им гарантирована всесторонняя поддержка: стипендии, стажировки, программы повышения квалификации и трудоустройство уже с первого курса. Так формируется интегрированная система «Школа – университет – предприятие-партнер».
За три года существования проекта заметно модернизирована инфраструктура университета. Обновлены учебные аудитории, организованы многофункциональные зоны для встреч и отдыха студентов, созданы пять специализированных научно-образовательных пространств: экспериментальная лаборатория разработки устройств на базе бескорпусных ИС микроволнового диапазона; лаборатория «Коллективные методы применения БПЛА в сельском хозяйстве»; лаборатория поддержки интеллектуальных технологий; лаборатория гидроакустических систем для морских робототехнических комплексов; «Умная» фабрика «Прогрессивные технологии микроэлектроники и фотоники».
Среди исследовательских проектов Передовой инженерной школы ЮФУ выделяется унифицированная платформа для имитационного моделирования, предназначенная для разработки и тестирования робототехнических систем и их составляющих, включая системы управления, навигации, технического зрения и автоматизации. В космической сфере реализован проект «Автоматизированные системы испытаний орбитальных аппаратов и станций» по заказу РКК «Энергия». Эти системы автоматизации испытаний (АИС) обеспечивают удаленное управление, передачу телеметрических данных, организацию связи с бортовыми компьютерами и мониторинг электропитания сложных промышленных объектов.
АИС используются для контроля работы орбитальных кораблей и модулей станций как на этапе сборки, так и во время заводских испытаний и непосредственно на космодромах. Отдельного упоминания требуют МЭМС-резонаторы, герметично упакованные на уровне полупроводниковой пластины.
- Технология инкапсуляции МЭМС-элементов в слоях кремниевой пластины является перспективным и востребованным направлением методов корпусирования микромеханических устройств. МЭМС-приборы, изготовленные с использованием этой технологии, будут иметь конкурентное преимущество перед аналогами в части размеров, цены и надежности.
Совместный проект разработки технологии инкапсуляции между АО «НЗПП Восток» и ЮФУ при поддержке Группы компаний «Элемент» и РНФ был начат в 2024 году. Работы, выполненные на первом этапе проекта, показали технологическую готовность АО «НЗПП Восток» к решению задач инкапсуляции МЭМС-структур. Опыт, накопленный сотрудниками предприятия и Передовой инженерной школы ЮФУ при решении проблем технологии инкапсуляции, является уникальным и будет способствовать повышению компетенции в задачах МЭМС-сенсорики, – поделился Михаил Чебанов, начальник отдела МЭМС АО «НЗПП Восток».
В период с 2022 по 2024 год внедрение социально-экономической инициативы «Передовые инженерные школы» происходило через федеральный проект с аналогичным названием, который входил в государственную программу «Научно-технологическое развитие Российской Федерации».
Начиная с 2025 года, мероприятия, проводимые в рамках проекта «Передовые инженерные школы», были продолжены и интегрированы в федеральный проект «Университеты для поколения лидеров», являющийся частью национального проекта «Молодежь и дети».