Как получить компенсацию, если «влетел» в яму и порвал колесо.
В Таганроге автолюбители продолжают лавировать мимо огромных выбоин и ям на дорогах, которых с каждым годом становится все больше. Каждая поездка по городу - испытание.
В редакцию Donday-Taganrog практически ежедневно поступают обращения от местных жителей. Люди, мягко говоря, недовольны текущим ремонтом дорог на улицах города. Особенно расстраивает пешеходов и автомобилистов то факт, что налоги взимаются с них исправно, а вот бороться с плохим состоянием дорожного покрытия никто не спешит. И пока дорожники устраняют «критическую ямочность» и приводят улицы в порядок, автолюбители ломают диски, рвут покрышки и разбивают подвеску.
- Подскажите кто в курсе, кому в ГИБДД обращаться по поводу ям? Я точно знаю, что это их компетенция, ведь эта прямая угроза безопасности дорожного движения. На улице Греческой около Каменной лестницы огромная яма, глубиной не меньше 20 см. Между ФСБ и поликлиникой вот-вот обрушится люк, там уже вокруг него сквозные дыры в колодец. На сайте госуслуг есть номера отделов, но номера приемной нет, как и информации к кому обращаться с подобными проблемами тоже, - написал местный житель Андрей Б. и поделился фотографиями «коварных» ловушек в соцсетях.
Редакция Donday-Taganrog попыталась разобраться, что делать водителю, если колесо или подвеска автомобиля были уничтожены в одной из таких огромных ям. Можно ли компенсировать полученный ущерб и с кого требовать неустойку?
В первую очередь нужно разобраться, было ли ДТП.
Согласно п.1.2 ПДД — под дорожно-транспортным происшествием понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб.
Соответственно водитель, попав в описанную выше ситуацию с ямой, становится участником, а точнее пострадавшим в ДТП, следовательно, обязан выполнить ряд мер, определенных Правилами дорожного движения, а именно:
1. остановить автомобиль (не трогаться с места);
2. включить аварийный сигнал;
3. выставить аварийный знак (в населенном пункте не менее 15 метров от машины, а вне населенных пунктов — не менее 30 метров от авто);
4. не передвигать предметы, связанные с аварией;
5. оценить состояние всех участников ДТП;
6. оказать первую помощь всем пострадавшим людям без исключения и приоритетов;
7. вызвать скорую и сотрудников ГИБДД. Сориентировать по местоположению;
8. когда невозможно отправить пострадавших на попутном транспорте, самому отвезти в ближайшую медицинскую организацию, затем вернуться обратно на место ДТП;
9. если другие водители не могут проехать, то освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав на фото или видео положение машины, следы и предметы, связанные с аварией, и принять все возможные меры к их сохранению;
10. записать фамилии и адреса свидетелей;
11. дождаться сотрудников ГИБДД на месте ДТП.
Если пострадавших нет и повреждено только имущество, то предпринять нужно все указанные действия, кроме пунктов 5–8.
Важно понимать, что оформить ДТП по европротоколу не получится, поскольку в происшествии участвует один автомобиль. Нельзя уезжать на машине с места происшествия, потому что, уехав, доказать тот факт, что колесо было повреждено именно из-за попадания в конкретную яму, будет архисложно.
Дальше следует начать сбор информации о происшествии:
Пока вы будете ждать сотрудников Госавтоинспекции, важно с особой тщательностью подойти к вопросу фиксации всех повреждений машины и сбору информации по ДТП.
• Если у вас был включен видеорегистратор, обязательно просмотрите запись на нем, возможно, она даст четкое представление о характере происшествия.
• Поговорите с очевидцами, быть может, кто-то стал свидетелем ДТП, зафиксировал произошедшее. Запишите фамилии и адреса свидетелей.
• Посмотрите, есть ли в округе ограждения или/и предупреждающие знаки.
• Сфотографируйте с разных ракурсов все повреждения, полученные автомобилем.
• Сфотографируйте яму и вашу машину на фоне местности так, чтобы расположение самой ямы, вашего автомобиля и места, где случилось происшествие, были четко видны и не было никаких сомнений в том, что ДТП случилось именно с вашей машиной, на конкретном промежутке дороги и в определенной местности.
• Обязательно измерьте яму. Помочь в этом могут линейка, рулетка или любые сподручные предметы неизменных габаритов (например, кредитная карта),которые не помнутся, не сломаются, не поменяют форму, так, чтобы потом вы смогли предоставить их в качестве доказательства в суде.
Яму важно измерить, потому что существует ГОСТ Р 50597–93, утвержденный еще в 1993 году. В пункте 3.1.2 в нем сказано, что «предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см». Вот почему эти данные так важны.
По приезду сотрудников Госавтоинспекции необходимо оформить ДТП и составить протокол:
• Нужно подробно описать все обстоятельства произошедшего. Важно учитывать тот факт, что изначально вы должны выполнить правила пункта 10.1 ПДД РФ, то есть соблюдать скоростной режим, реагировать на разметку и предупреждающие знаки. Если, несмотря на все предпринятые меры предосторожности, опасность в виде ямы возникла для вас абсолютно внезапно, а избежать ДТП не было никакой объективной возможности, отметьте это в протоколе сразу. Укажите отдельно, что в округе не было предупреждающих знаков и ограждений, если это действительно так. Нужно это для того, чтобы исключить из ваших действий грубую неосторожность. Потому что при ее наличии размер возмещения будет уменьшен (п. 2 ст. 1083 ГК РФ). А если в ваших действиях обнаружат умысел, то компенсации не будет вовсе (п. 1 ст. 1083 ГК РФ).
• В протоколе должен быть указан факт наличия ямы и расписаны ее размеры (они станут важным аргументом в суде). Инспекторы измеряют ее вместе с вами и,если яма не соответствует ГОСТу, составляют «Акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения». Именно этот документ — ваш аргумент при требовании выплаты компенсации по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
• С особой ответственностью подойдите к описанию повреждений вашей машины.В протоколе нужно подробно описать все повреждения — как видимые, так и скрытые (укажите на саму их возможность). Если есть течь технических жидкостей, обязательно отметьте этот факт.
• Также составляется схема ДТП, в которой должны быть указаны параметры и расположение ямы по отношению к краю проезжей части или дороги,положение машины после происшествия, а также следы торможения, если таковые были, и тому подобное.
Определить ответчика
После оформления ДТП необходимо выяснить реквизиты организации, ответственной за содержание в надлежащем виде того участка дорог, где случилось происшествие. За помощью можно обратиться к инспектору ГИБДД, в отдел ГИБДД или в администрацию района, в котором случилось происшествие.
Договориться о досудебном урегулировании:
Когда все вводные будут конкретизированы, нужно обратиться к организации с претензией о добровольном возмещении ущерба. Но сначала важно установить размер ущерба, для чего потребуется проведение независимой экспертизы. На экспертизу следует пригласить представителя организации-ответчика, направив на ее адрес заказное письмо с уведомлением. Нужно письменно зафиксировать, явился ли представитель на экспертизу, согласился ли с ее результатами.
Затем заказным письмом отправляйте претензию на адрес организации.Не забудьте приложить все копии имеющихся материалов по происшествию. Если претензия останется незамеченной либо не будет удовлетворена, то следующий шаг — суд.
Обратиться в суд:
В суде необходимо доказать, что автомобиль попал в ДТП на том участке дороги,за которую несет ответственность ответчик, и что повреждения машины возникли именно в результате неудовлетворительного содержания улично-дорожной сети.Если ваших доказательств будет достаточно, чтобы подтвердить вину организации (ответчика), то вы получите компенсацию.
Чтобы избежать неприятных ситуаций и не угодить колесом в яму, постарайтесь минимизировать риски и выполняйте требования ПДД.
• Соблюдайте скоростной режим (снижайте скорость, если заприметили знаки ремонта на дороге). Особенно внимательно проезжайте лужи.
• Увеличивайте дистанцию до впереди идущего автомобиля, оставляяпространство для маневра. Особенно актуален этот совет ночью и в плохую погоду.
Но если, даже предприняв все меры предосторожности, ДТП избежать не удалось,следуйте четкому алгоритму и постарайтесь не упустить ни одной детали из внимания.
Удачи на дорогах!